top of page

Item List

16.06.1934-31.05.2021

Евграфов

Родился в Уфе.
Учился сначала в Средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных (педагог – Давид Борисович Любкин), затем в Центральной музыкальной школе (педагог - Мстислав Ростропович)
1958 г. - окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс Мстислава Ростроповича).
Лауреат Всесоюзного конкурса и Международного конкурса им. Пабло Казальса (1963).
Окончил аспирантуру МГК им. П.И. Чайковского.

С 1963 года начинается интенсивная концертная деятельность (города России, США, Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Италии, Испании, Польше, Финляндии, Швейцарии).
Музыкальная пресса разных стран неизменно отмечала в игре Евграфова высокую одухотворенность и яркость интерпретации, виртуозное мастерство, тонкое чувство стиля, глубокую музыкальную эрудицию, а Швейцарская газета «Vorderland» после его концертов в 1992 году называла артиста «великим мастером», «бриллиантом высокой пробы».
Являясь победителем крупнейшего конкурса виолончелистов, он был удостоен признания самого «патриарха виолончели», а также корифеев мирового искусства З.Кодаи, Г.Кассадо, Й.Сигетти, М.Марешаля, М.Жендрона. В процессе широкой концертной деятельности Л.Евграфов сотрудничает с Д. Шостаковичем, Г. Свиридовым, А. Леманом, Д. Кабалевским, М. Вайнбергом, Б.Чайковским, К. Хачатуряном, играя их произведения совместно с авторами, выступает с пианистами М.Юдиной, Р. Керером, С. Нейгаузом, А. Наседкиным, дирижерами Г.Рождественским, Э.Серовым, И.Шерманом, Ю.Темиркановым, Ю.Симоновым, А.Жюрайтисом, Г.Провоторовым, скрипачами Б.Гольдштейн, В.Пикайзеном, С.Снитковским.

Участвовал в работе жюри Международных конкурсов виолончелистов имени П.И. Чайковского в Москве, Гаспара Кассадо во Флоренции, И.С. Баха в Лейпциге, всесоюзных и всероссийских конкурсов. В 1993 и 1994 годах являлся организатором и художественным директором двух Международных музыкальных фестивалей в Новом Иерусалиме, в которых принимали участие музыканты России, США, Германии, Франции, Израиля, Швейцарии, Японии.
Ученики Льва Евграфова, среди которых Александр Рудин, Виктория Яглинг, Иван Монигетти, Клаудио Баравиера и многие другие замечательные виолончелисты, являются победителями многих престижных международных конкурсов.
Владея огромным концертным репертуаром, Лев Евграфов выступал с циклами концертов «Шедевры мирового музыкального искусства», «Советская виолончельная музыка», «6 сюит И.С.Баха» для виолончели соло, «Все виолончельные сонаты и вариации Л. ван Бетховена», другими программами. Неизменным партнером всех выступлений виолончелиста была мать Евграфова - блестящая пианистка, дипломант международных конкурсов Лидия Феоктистовна. Российская и зарубежная пресса сопровождала их выступления восторженными отзывами.
Десятки произведений записаны Л.Б. и Л.Ф. Евграфовыми в фонды Радио-Телевидения СССР - некоторые из них были отмечены Гран-при как лучшие записи камерно-инструментальной музыки.

Заслуженный артист РФ, профессор.
Преподавал в ГМПИ имени Гнесиных, Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, ГМПИ им. М.М, Ипполитова-Иванова, Московского государственного института музыки им. А. Шнитке, ЦМШ при Московской консерватории, Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ).

Read More
24.12.1907 [06.01.1908] — 19.02.1963

Кнушевицкий

Родился в г. Петровске Саратовской губернии.
Заниматься на виолончели начал в Саратове под руководством Б. П. Вепрейского.
С 1922 г. жил в Москве.
1923 г. - поступил в Московскую консерваторию (класс С. М. Козолупова). Трудные жизненные обстоятельства заставили Кнушевицкого прервать занятия. Только в 1945, будучи известным артистом и педагогом, сдал экстерном все экзамены и получил диплом. В 1929–43 гг. — солист-концертмейстер группы виолончелей оркестра Большого театра.
1939 г. – победа на Первый Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей (1-я премия).
Кнушевицкому посвящены сочинения С. Н. Василенко, Г. С. Гамбурга, В. А. Гайгеровой, Р. М. Глиэра, А. Ф. Гедике, З.А. Левиной, Н. П. Ракова. Концерты для виолончели с оркестром Н. Я. Мясковского (1945) и А. И.Хачатуряна (1946) не только были посвящены Кнушевицкому, но и создавались при его активном творческом участии. Конец 1940-х гг. отмечен в жизни Кнушевицкого премьерами сочинений для виолончели с оркестром Глиэра, Д. Б. Кабалевского, Г.В. Киркора, В.В. Нечаева и др.
В нач. 1940-х гг. стал выступать в ансамбле с Л. Н. Обориным и Д.Ф.Ойстрахом, который писатель Ш. О’Кейси называл «лучшим трио в мире». Исполнение ансамблем сочинений Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Дворжака, Д.Д. Шостаковича, В.Я. Шебалина, А.А. Бабаджаняна и др. поражало глубиной и оригинальностью драматической концепции. С неизменным успехом проходили сонатные вечера К. и Оборина, исполнявших сонаты Шопена, Э. Грига, И. Брамса, Рахманинова, Р. Штрауса, Шостаковича. Выступал также с квартетами им. Бетховена, им. Комитаса, Большого театра, в ансамбле с А.Б. Гольденвейзером, К.Н. Игумновым, Г.Г. Нейгаузом. Один из лидеров концертной жизни страны 1930–1960-х гг. С большим успехом гастролировал за рубежом – в Великобритании, Австрии, Венгрии, Германии, Китае, Иране, Польше, Чехословакии, Болгарии. На фестивале П. Казальса в Акапулько (Мексика, 1961) был удостоен высокой оценки самого Казальса. Играл с оркестром концерты Р. Шумана, Хачатуряна, Фантазию П. Владигерова, сонаты Бетховена, Р. Штрауса (с А.Л.Зыбцевым). Незабываема трактовка Кнушевицкого «Вариаций на тему рококо» Чайковского (с 1953 (? – И.С.) г. играл по авторскому оригиналу).

Педагогической деятельностью занимался с 1936 г. Вел класс виолончели в Московском музыкальном училище им. М.М. Ипполитова-Иванова (1936– 1937 гг.). С 1941 г. преподавал в Московской консерватории (одновременно прекратил работу в оркестре Большого театра). В классе оставался прежде всего артистом – самобытным и эмоционально непосредственным. Главенствующий принцип его методики – воспитание профессиональной самостоятельности. Большое значение придавал звучащей аргументации, личному показу. Обязательным условием работы над произв. для влч. с орк. считал тщательное изучение партитуры. Неординарным было отношение Кнушевицкого к изучению сольных сюит Баха: позволял обращаться к ним только тем из учеников, кто, по его мнению, достиг требуемого уровня мастерства и должной духовной зрелости. Особое внимание уделял творчеству современных авторов, в первую очередь отечественных.
Среди учеников: Е. Альтман, И. Гаврыш, С. Лушин, Т. Полторыхина, В. Потапов, Ю. Страшникова, М. Хомицер, Г. Щелкановцева. В 1954 г. Козолупов передал Кнушевицкому руководство кафедрой виолончели и контрабаса, которой последний заведовал до 1959 г.
Сталинская премия (1950).

_______
Источник: Т.А. Гайдамович С. Н. Кнушевицкий. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 242.

Read More
13.02.1910 [26.02.1910] – 06.01.1987

Стогорский

Александр Павлович Стогорский (настоящая фамилия – Пятигорский) — советский виолончелист и музыкальный педагог. Брат Григория Павловича Пятигорского.

Родился 13 (26) февраля 1910 г. в городе Екатеринослав (ныне Днепр, Украина).
В 1934 г. окончил Московскую консерваторию по классу виолончели (профессор М. И. Ямпольский).
В 1936 году окончил аспирантуру (Школа высшего мастерства) у профессора М.И. Ямпольского.

1934–1941 гг. – солист Московской филармонии.
1934–1948 ггг. – солист Гастрольбюро. Был первым исполнителем концертов для виолончели с оркестром В. А. Золотарёва, А. В. Мосолова, А. В. Богатырёва, которые посвятили ему эти произведения.
В 1937 году стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (6-я премия).

1936–1941 гг. – преподавал в Московской консерватории (в 1936—1941 годах ассистент, с 1941 года доцент).
1941–1943 гг. – преподавал в Уральской консерватории.
1946–1954 гг. – преподавал в Горьковской консерватории.
1954–1962 гг. – преподавал в Белорусской консерватории (с 1961 года профессор).
1963–1984 гг. – профессор Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных в Москве.

Автор ряда исполнительских и текстологических редакций произведений для виолончели, вступительных статей к нотным сборникам, а также многих публикаций в журналах.

Read More
р. 17.06.1970

Чеглаков

Родился в Москве 17 июня 1970 г. Окончил ЦМШ в 1988г. по классу виолончель, затем Московскую консерваторию в 1993 г., также по классу виолончель, получив диплом с квалификацией "концертного и камерного исполнителя, преподавателя". Педагоги по специальности - А. К. Федорченко (в ЦМШ и в консерватории) и Н. Н. Шаховская (в консерватории). Факультативно занимался композицией в классах А. Д. Быканова (в ЦМШ) и А. С. Лемана (в консерватории). В 1998 г. получил стипендию и посетил Дармштадские курсы новой музыки, где также получил как виолончелист мастеркласс у Зигфрида Пальма. В 2000 г. участвовал как виолончелист в открытом мастерклассе Аннера Бильсмы в Москве. С 2003 по 2005 стажировался по швейцарской государственной стипендии в Hochschule Musik und Theater Zurich в классе Роеля Диелтиенса (барочная и современная виолончель). В 2004 г. получил диплом по барочной виолончели.

Дмитрий лауреат международного конкурса камерной музыки "Carlo Soliva" в Casale Monferrato" (1992, 1я премия в категории дуэт с пианистом Ильёй Кругловым) и обладатель поощрительного (Anerkennung) приза Kiwanis Alte Musik Wettbeverbe HMT Zurich (2005, барочная виолончель). Участвовал как виолончелист-солист в публикациях лейблов звукозаписи "Unknown Public" (Великобритания, 2000, с последующей трансляцией по радио BBC-3), Megadisc Classics (Belgium, 1998), "MarcoPolo" (Германия, 1999), "Boheme Music" (Россия, 1999), Артсервис (Россия, 2014, 2016, 2017) и др. Диск Ираиды Юсуповой «Буревестник» с участием Дмитрия получил в 2019 г. международную премию «Чистый звук». Участвовал, не считая работы в оркестрах, в российских и зарубежных фестивалях: как виолончелист в фестивалях "Московская Осень" (с 90х годов по настоящее время периодически), "Москва - Берлин" (Берлин, 1995), "Московский Форум" (90е - начало 2000х), "Таймырский кактус" (Норильск, 2008), и др., а также как виолончелист и композитор в фестивале "Альтернатива" (90е - начало 2000х), как виолончелист и перформер в фестивале "Другое пространство" (2009), как виолончелист, перформер и медиахудожник в фестивалях "Третьяковка-next" (2006), "Территория" (2007), как перформер и гитарист в фестивалях "Искусство движения" (Ярославль, 2008), "Фестивале перформанса им. Малевича" (2004-2009), как композитор и медиахудожник в фестивале "Time Canvas" (Антверпен, 2013). Отдельные балеты Андрея Кайдановского с участием Дмитрия в качестве саунд-дизайнера и композитора были номинированы на премии: "Чай или кофе?" в 2016 г. на "Золотую маску", "Пижамная вечеринка" в 2020 на "Золотую маску" и "Cecil Hotel" в 2020 г. на "Benois de la Danse".

Дмитрий Чеглаков – виолончелист, а также композитор, гитарист, перформер и медиахудожник. C 2003 г. по настоящее время Дмитрий занимает должность концертмейстера группы виолончелей в московском оркестре "Новая Россия", в некоторых программах которого принимает участие также как гитарист. В его сольном творчестве, начиная с середины 90-х, можно выделить исполнение произведений композиторов Ираиды Юсуповой (на виолончели, электрогитаре, а также других инструментах), Владимира Николаева (на виолончели, а также электрогитаре), Альберта Семёновича Лемана (на виолончели); исполнение музыки других современных и классических композиторов - как на современной виолончели, так и на барочной; электроакустические импровизации - с музыкантами Святославом Пономаревым, Сергеем Самсоновым и соло; сотрудничество в качестве композитора и саунд-дизайнера с хореографом Андреем Кайдановским; запись и исполнение собственных сочинений (для виолончели, электроники, виолончели и электроники, электрогитары); участие в качестве виолончелиста, электронного музыканта и гитариста в работах хореографа и музыканта Олега Сулименко; работы и участие в совместных работах, связанных с синтезом музыкальных, видео и перформативных составляющих; работы в области рок-музыки. Также снялся в кинопроекте Ильи Хржановского "Дау" в роли соратника Ландау физика-математика Кореца.

Read More
13.01.1923 — 07.02.1997

Шафран

Родился в Петрограде. Отец был виолончелистом, а мать — пианисткой.
С восьми с половиной лет занимался под руководством отца Бориса Семёновича Шафрана (1896—1980), который тридцать лет возглавлял виолончельную группу Симфонического оркестра Ленинградской филармонии.
С 1933 г. - в особой детской группе при Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (под руководством А. Я. Штримера).
1937 г. – победа на Всесоюзном конкурсе скрипачей и виолончелистов в Москве (1-я премия). Тогда же была сделана его первая грамзапись — Вариации на тему рококо П. И. Чайковского. Начал играть на виолончели Амати 1630 года, которую он использовал всю свою творческую жизнь.
В начале войны эвакуировался в Новосибирск, где впервые исполнил виолончельные концерты Л. Боккерини, Й. Гайдна, Р. Шумана, А. Дворжака.
В 1943 году стал солистом Московской филармонии. После окончания войны, в 1946 году исполнил виолончельную сонату Д. Д. Шостаковича в ансамбле с автором, которая была записана на пластинку.
С 1946 года начал гастролировать за рубежом, посетив Австрию, Австралию, Германию, Бельгию, Польшу, Канаду, Италию, Великобританию, Чехословакию, США, Японию, страны Ближнего Востока и Латинской Америки.
В 1949 году был удостоен 1-й премии конкурса Международного фестиваля молодёжи и студентов в Будапеште.
В 1950 году окончил Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по классу виолончели у А. Я. Штримера.
Исполнял и записывал обширный репертуар: концерты Р. Шумана, К. Сен-Санса, А. Дворжака (увековеченный на золотом диске в ансамбле с К. М. Джулини), Д. Мийо, С. Барбера, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича, все сонаты Л. Бетховена и И. Брамса, все шесть сюит И. С. Баха, сочинения М. Равеля, К. Дебюсси, и современную музыку: первый концерт Т. Н. Хренникова, оба концерта Д. Б. Кабалевского (второй и посвящён Шафрану), а также сочинения Б. А. Арапова, С.Ф.Цинцадзе, Б. А. Чайковского, А. Г. Шнитке, М. С. Вайнберга, с Первой сонатой которого музыкант дебютировал в 1960 году на сцене Карнеги-холла.
Его игра отмечена тонкой поэтичностью, артистизмом, яркой виртуозностью, уникально певучим звуком.
Много времени уделял преподавательской деятельности. Давал мастер-классы в Германии, Люксембурге, Италии, Англии, Финляндии, Японии и других странах.
Был председателем жюри многих международных виолончельных конкурсов, в том числе Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1974—1990).
Автор ряда статей, опубликованных в советских журналах.
Народный артист СССР (1977). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952)

Read More
bottom of page